Некоторые термины
Напряжение
То, что измеряется на клеммах АКБ путем подключения тестера или «вольтметром», который находится на приборной панели. Исключительно внешняя характеристика. Зависит от множества факторов, как внешних по отношению к АКБ, так и внутренних.
Внутреннее сопротивление
Зависит она от конструктивных особенностей АКБ, емкости, степени ее разряженности, наличия «сульфатации» пластин, внутренних обрывов, концентрации электролита и его количества и температуры. Внутреннее сопротивление также зависит не только от «механических» параметров, но и от тока, при котором работает АКБ.
У нового аккумулятора внутреннее сопротивление самое маленькое. В основном оно определяется конструкцией токонесущих элементов (решеток и межэлементных соединений) и их сопротивлением. Но в процессе эксплуатации начинают накапливаться необратимые изменения — уменьшается активная поверхность пластин, появляется сульфатация, изменяются свойства электролита. Таким образом внутреннее сопротивление начинает возрастать.
Чем АКБ больше, тем внутреннее сопротивление меньше. У новой АКБ 70-100 Ач величина внутреннего сопротивления около 3-7 мОм (при нормальных условиях).
При понижении температуры скорость обмена химических реакций падает, а внутреннее сопротивление, соответственно, возрастает.
Ток утечки
Присутствует в аккумуляторе любого типа и бывает внутренним и внешним.
Внешний ток утечки определяется прежде всего качеством цепей, подключенных к батарее (отсутствием паразитных потребителей в этих цепях) и чистотой поверхности батареи.
Внутренний ток утечки невелик и для современной батареи 60Ач составляет около 0,5 мА (примерно эквивалентно потери 1% емкости в месяц) Его величина определяется чистотой электролита, особенно степенью загрязненности его солями металлов.
Внешние токи утечки через бортовую сеть автомобиля, существенно выше внутренних для исправного АКБ.
Электрическая емкость
Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать аккумуляторная батарея при длительном режиме разряда. Электрическая емкость батареи определяется либо при 20-часовом разряде, либо в режиме резервной емкости.
Номинальная электрическая емкость Cn — емкость 20-часового разряда аккумуляторной батареи. Именно ее регламентируют в большинстве нормативных документов европейских производителей, в российском ГОСТ 959-2002, вступившем в действие с июля 2003 года, и указывают на этикетке аккумуляторной батареи. Батарея, у которой этот параметр меньше, быстрее разрядится при неудачных попытках холодного пуска зимой. АКБ с большей емкостью сможет обеспечить больше прокручиваний коленвала (при одинаковых токах холодной прокрутки), но стоит она дороже и может иметь большие габариты.
Резервная емкость Rc – измеряется в минутах и приблизительно соответствует времени движения автомобиля при выходе из строя его генератора. Для аккумулятора номинальной емкостью 55 А/ч резервная емкость составляет приблизительно 85-90 мин. Это значит, что при выходе из строя генератора, автомобиль сможет двигаться еще примерно 1,5 часа за счет энергии аккумулятора, полностью заряженного на момент поломки.
Приблизительно Rc.n = 1,63 Сn
Ток холодной прокрутки (Ic) определяет пусковые свойства батареи. Чем этот параметр выше, тем лучше АКБ будет пускать двигатель зимой, но одновременно увеличится нагрузка на щеточно-коллекторный узел стартера, что может снизить его ресурс. Если ток холодной прокрутки ниже штатного, при низких температурах двигатель может вообще не завестись. Для определения этого параметра в разных стандартах применяют свои методики. Поэтому на корпусе батареи может быть указано несколько величин токов, а за ними в скобках обозначен стандарт, по которому они определены.
Габаритные размеры корпусов АКБ
В мире существуют три стандарта аккумуляторов: европейский, японский и американский.
Особенности: японские конструкторы настолько плотно заполнили подкапотное пространство, что и аккумуляторная батарея стала уже и выше своих европейских и американских собратьев, американский стандарт предполагает токовыводы, расположенные не только на верхней крышке аккумулятора, а и сбоку и, к тому же, имеющие конструкцию «резьба во-внутрь», иногда еще и дюймовой размерности.
Напряжение
То, что измеряется на клеммах АКБ путем подключения тестера или «вольтметром», который находится на приборной панели. Исключительно внешняя характеристика. Зависит от множества факторов, как внешних по отношению к АКБ, так и внутренних.
Внутреннее сопротивление
Зависит она от конструктивных особенностей АКБ, емкости, степени ее разряженности, наличия «сульфатации» пластин, внутренних обрывов, концентрации электролита и его количества и температуры. Внутреннее сопротивление также зависит не только от «механических» параметров, но и от тока, при котором работает АКБ.
У нового аккумулятора внутреннее сопротивление самое маленькое. В основном оно определяется конструкцией токонесущих элементов (решеток и межэлементных соединений) и их сопротивлением. Но в процессе эксплуатации начинают накапливаться необратимые изменения — уменьшается активная поверхность пластин, появляется сульфатация, изменяются свойства электролита. Таким образом внутреннее сопротивление начинает возрастать.
Чем АКБ больше, тем внутреннее сопротивление меньше. У новой АКБ 70-100 Ач величина внутреннего сопротивления около 3-7 мОм (при нормальных условиях).
При понижении температуры скорость обмена химических реакций падает, а внутреннее сопротивление, соответственно, возрастает.
Ток утечки
Присутствует в аккумуляторе любого типа и бывает внутренним и внешним.
Внешний ток утечки определяется прежде всего качеством цепей, подключенных к батарее (отсутствием паразитных потребителей в этих цепях) и чистотой поверхности батареи.
Внутренний ток утечки невелик и для современной батареи 60Ач составляет около 0,5 мА (примерно эквивалентно потери 1% емкости в месяц) Его величина определяется чистотой электролита, особенно степенью загрязненности его солями металлов.
Внешние токи утечки через бортовую сеть автомобиля, существенно выше внутренних для исправного АКБ.
Электрическая емкость
Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать аккумуляторная батарея при длительном режиме разряда. Электрическая емкость батареи определяется либо при 20-часовом разряде, либо в режиме резервной емкости.
Номинальная электрическая емкость Cn — емкость 20-часового разряда аккумуляторной батареи. Именно ее регламентируют в большинстве нормативных документов европейских производителей, в российском ГОСТ 959-2002, вступившем в действие с июля 2003 года, и указывают на этикетке аккумуляторной батареи. Батарея, у которой этот параметр меньше, быстрее разрядится при неудачных попытках холодного пуска зимой. АКБ с большей емкостью сможет обеспечить больше прокручиваний коленвала (при одинаковых токах холодной прокрутки), но стоит она дороже и может иметь большие габариты.
Резервная емкость Rc – измеряется в минутах и приблизительно соответствует времени движения автомобиля при выходе из строя его генератора. Для аккумулятора номинальной емкостью 55 А/ч резервная емкость составляет приблизительно 85-90 мин. Это значит, что при выходе из строя генератора, автомобиль сможет двигаться еще примерно 1,5 часа за счет энергии аккумулятора, полностью заряженного на момент поломки.
Приблизительно Rc.n = 1,63 Сn
Ток холодной прокрутки (Ic) определяет пусковые свойства батареи. Чем этот параметр выше, тем лучше АКБ будет пускать двигатель зимой, но одновременно увеличится нагрузка на щеточно-коллекторный узел стартера, что может снизить его ресурс. Если ток холодной прокрутки ниже штатного, при низких температурах двигатель может вообще не завестись. Для определения этого параметра в разных стандартах применяют свои методики. Поэтому на корпусе батареи может быть указано несколько величин токов, а за ними в скобках обозначен стандарт, по которому они определены.
Габаритные размеры корпусов АКБ
В мире существуют три стандарта аккумуляторов: европейский, японский и американский.
Особенности: японские конструкторы настолько плотно заполнили подкапотное пространство, что и аккумуляторная батарея стала уже и выше своих европейских и американских собратьев, американский стандарт предполагает токовыводы, расположенные не только на верхней крышке аккумулятора, а и сбоку и, к тому же, имеющие конструкцию «резьба во-внутрь», иногда еще и дюймовой размерности.